Язык сайта


Мы в Вконтакте


Лёгкий бронетранспортер M3A1 «Scout Car» (США)

Посмотрело: 214, Голосов: 0



Лёгкий бронетранспортер M3A1 «Scout Car» (США)

M3A1 «Scout Car» - лёгкий американский бронетранспортер-разведчик, широко применявшийся на фронтах Второй мировой войны. В период между двумя мировыми войнами во всех странах, располагавших бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил возлагалось на легкие бронеавтомобили. К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством доставки и эвакуации разведгруппы, имея при этом возможность в случае надобности прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США предъявил к такой машине весьма жесткие по меркам начала 1930-х годов требования, включавшие помимо прочего и привод на все колеса. В документации бронеавтомобиль именовался «Скаут Кар» (Scout Car - автомобиль-разведчик), а в обиходе и тогда, и впоследствии, его называли просто «скаут», часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов. 

Дебют «Скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма «Уайт Моторз Компани» изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика T7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси полуторатонного коммерческого грузовика «Уайт-Индиана» 4x4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение «Скаут Кар» (Scout Саг) M3A1. M1 оснащался карбюраторным шестицилиндровым двигателем «Геркулес» L мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Browning M2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Browning M1 919A4 по его бортам. 

Следующей модификацией «Scout Car», принятой как и предыдущая в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал M2. Прототип этой машины T9 в 1935 году разработала фирма «Корбитт и Ко.», попытавшаяся потеснить «Уайт». Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов M1919A4, располагавшихся по бортам корпуса. Главным отличием варианта M2A1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы. В 1935 году к проектированию «Скаутов» приступила и фирма «Мармон Херрингтон» из Индианаполиса. На суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам M2. Эта машина оснащалась восьмицилиндровым двигателем «Форд» V8 мощностью 85 л.с. и развивала скорость до 120 км/ч. Однако американскую армию она не заинтересовала. Чуть больше повезло другой машине - T13, созданной на шасси коммерческого однотонного грузовика «Форд-Мармон-Херрингтон»: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия. 

Пока две упомянутые фирмы соревновались между собой, «Уайт» тихой сапой занималась модернизацией M2A1. Бронетранспортер получил новый пятилитровый двигатель «Геркулес» JXD мощностью 110 л. с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована военным департаментом США под обозначением M3, но производилась опять-таки в небольших количествах - 
за два года заводские цеха покинуло всего 64 экземпляра. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавбригады. Исходя из положительного опыта их эксплуатации командование армии США приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Фирма «Уайт» предложила для этой цели усовершенствованный бронетранспортер M3A1 «Scout Car». Его и запустили в большую серию. 

По сравнению с M3 новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, была ликвидирована дверца в его кормовой стенке. В передней части корпуса, а точнее - перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны. Два пулемета - 12,7-мм M2 и 7,б2-мм M1919A4 - устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков M22, позволявших перемещать пулеметы вдоль всего периметра кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600 - 750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета M1919A4 мог устанавливаться 7,б2-мм пулемет Browning 1917A1 с водяным охлаждением. В СССР на станок M22 иногда крепили пулемет «Максим». 

C 1942 года M3A1 «Scout Car» стали стандартным вооружением разведывательных батальонов и броне-кавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того, они использовались в качестве тягачей 37-мм противотанковых пушек, санитарных и штабных машин. В санитарном «Скауте» можно было перевозить двух лежачих и трех сидячих раненых. Наиболее известным пассажиром штабного варианта M3A1 «Scout Car», предпочитавшем его «Виллису», был генерал Джордж С. Паттон. Известно также, что именно в «Скауте» сидел перед зданием королевского дворца в Палермо командующий 7-й американской армией генерал Джеффери Киз, принимая капитуляцию итальянского гарнизона Сицилии, а генерал Леклерк въехал в освобожденный Париж. M3A1 «Scout Car» поставлялись почти всем союзникам США по Антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении английской, канадской и австралийской армий, войск Свободной Франции, Польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. 

Технические характеристики M3A1 «Scout Car» 

Боевая масса, т 5,62 
Экипаж, чел. 1 
Десант, чел. 5-7 
Длина корпуса, мм 5626 
Ширина корпуса, мм 2032 
Высота, мм 1994 
База, мм 3327 
Колея, мм 1657 
Клиренс, мм 400 
Бронирование - стальная катаная поверхностно закалённая 
Вооружение - пулемёты 1 х 12,7-мм M2HB; 1-2 х 7,62-мм M1919A4 
Боекомплект - 750 х 12,7-мм, 8000 х 7,62-мм 
Тип двигателя - рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Hercules JXD 
Мощность двигателя, л.с. 110 
Удельная мощность,л.с/т 19,6 
Колёсная формула 4х4 
Тип подвески- на листовых рессорах 
Скорость по шоссе, км/ч 81 
Запас хода по шоссе, км 400 
Преодолеваемый подъём, град. 30 
Преодолеваемая стенка, м 0,3 
Ширина преодолеваемого рва, м 0,45 
Преодолеваемый брод, м 0,7


Рейтинг:
-
0
+