Военные люди » Вооружение » Разное » Мобильный ракетный комплекс 9К96 «Редут» (СССР)

Мобильный ракетный комплекс 9К96 «Редут» (СССР)


Мобильный ракетный комплекс 9К96 «Редут» (СССР)

Флотские ракетчики еще только приступали к освоению системы С-2, а в подмосковном городе Реутово специалисты секретного ОКБ-52 уже проектировали береговой ракетный комплекс следующего поколения. 16 августа 1960 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 903-378 о разработке на базе системы П-35 противокорабельного комплекса береговой обороны «Редут». Да, при создании «Редута» инженеры ОКБ-52 широко использовали опыт работы над противокорабельной ракетой П-35 (выпускалась серийно для оснащения четырех крейсеров проекта 58 и четырех больших противолодочных кораблей (БПК) пр. 1134), а также конструкторским заделом по фронтовой крылатой ракете С-5 (ФКР-2). 

По сравнению с С-2 ракета П-35 (П-35Б) была качественно новым видом вооружения. Предельная дальность стрельбы возросла с 95 до 300 км, а маршевая скорость - с 300 до 500 м/с. Вес боевой части уменьшился с 860 до 460 кг. Но теперь это была не фугасная боевая часть, а кумулятивно-фугасная. Мало того, на кораблях и береговых батареях каждая четвертая ракета П-35 имела специальную боевую часть мощностью 20 кт. Принципиальное отличие: П-35 стартовали из пусковых контейнеров. Маршевый двигатель ракеты включался внутри, а сразу же после вылета из контейнера раскрывались крылья. Таким образом, направляющая ракеты примерно равнялась длине самой ракеты (так называемая «нулевая направляющая»). 

Дальность стрельбы зависела от режима высоты полета: В1 (400 м), В2 (4000 м) и В3 (7000 м). Дело в том, что ракета С-2 наводилась с береговой батареи, и это ограничивало ее дальность стрельбы. А вот П-35 имела более «хитрую» систему управления. Набор высоты осуществлял автопилот (инерциальной системой наведения). Затем включалась бортовая РЛС. При обнаружении группы целей картинка, полученная бортовой РЛС, передавалась на берег, на радиотехническую станцию наведения. Оператор выбирал нужную цель, и далее П-35 уже сама наводилась на нее, снизившись до высоты 100 м. Известно, что чем ниже летит ракета, тем труднее ее обнаружить и сбить. Но тогда мала и зона обзора ее радиолокационной головки самонаведения. Чтобы увеличить обзор ракету надо поднять на четыре, а то и на семь километров. 

Береговые ракеты П-35Б могли использоваться для разведки и целеуказания на дальностях до 450 км. Они передавали данные, по которым могли наводиться другие виды вооружения, а сами поражали намеченные цели. В то время РЛС типа «Мыс» береговых стационарных ракетных комплексов «Утес» могли обнаруживать морские цели на расстояниях, не превышавших 185 км. Корабельные и береговые ракеты П-35 могли наводить на цель вертолеты и самолеты. В различных режимах дальность стрельбы П-35Б варьировалась от 55 до 200 и даже 300 км. В проекте при высоте полета 7 км была заложена дальность 550 км. По аналогии со ствольной артиллерией это была баллистическая дальность. То есть если нужно было поразить площадную морскую или береговую цель и выбрать оптимальный с точки зрения расхода топлива режим, то ракета могла доставить спецбоеголовку на такое расстояние. 

Для стрельбы ракетами по надводным кораблям на дистанциях, многократно превышающих дальность прямой радиолокационной видимости, потребовалась система разведки и целеуказания. И она была создана в составе бортовых радиолокационных комплексов обнаружения надводных целей и аппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных на самолетах Ту-16РЦ, Ту-95РЦ (позднее на вертолетах Ка-25Ц) и на корабельных приемных станциях. Системой разведки и целеуказания, принятой на вооружение в 1965 г., впервые была осуществлена передача с самолета-разведчика на корабль-носитель противокорабельных ракет радиолокационного изображения района осмотра в реальном масштабе времени. Однако советские конструкторы пошли дальше. Они задумали систему наведения из космоса. Генеральный конструктор крылатых ракет П-6 и П-35 В. Н. Челомей еще в 1960 г. предложил сформировать на орбите группировку спутников, обеспечивавших беспрерывное наблюдение за всем мировым океаном и внутренними морями.

В окончательном виде проект системы глобальной морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) предусматривал беспропускной обзор мирового океана связкой из семи космических аппаратов (четырех спутников активной и трех -пассивной разведки). Спутники могли передавать информацию как в наземные центры, так и непосредственно на подводные лодки с ПКР, на надводные корабли и береговые батареи. Комплекс космической разведки «Легенда» с аппаратами типа УС-А (17Ф-16) весом 4300 кг с ядерной энергетической установкой был принят на вооружение во второй половине 1975 г. Состоялось десять штатных запусков УС-А, два были аварийными, первый - из-за ракеты-носителя, второй - из-за бортового реактора. Высокая эффективность системы МКРЦ была подтверждена на практике: в 1982 г. во время англо-аргентинского конфликта из-за Мальвинских (Фолклендских) островов удалось полностью отследить и спрогнозировать тактическую обстановку. В частности, при помощи космической системы в Главном штабе ВМФ точно спрогнозировали время высадки английского десанта на острова. 

А что могла сделать ракета П-35 с разведанной целью -кораблем противника? В конце 1962 г. на Каспийском море с опытного судна ОС-15 проводились стрельбы по лидеру «Киев» - выведенному из боевого состава кораблю проекта 48 водоизмещением около 3000 т. Ракета П-35 с инертной (!) боевой частью попала в левую скулу корпуса и вспорола палубу на длине около 50 м. Ракета разрушилась, ее двигатель пробил днище, и через три минуты лидер затонул. 6 ноября 1961 г. в ходе государственных испытаний П-35 крейсер «Грозный» в Кандалакшском заливе потопил корабль-цель ЦЛ-30, бывший эскадренный миноносец «Осмотрительный» пр. 30К. И уже на боевой службе 4 мая 1963 г. «Грозный» потопил ракетой П-35 самоходную мишень СМ-5 - бывший лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» водоизмещением 2700 т. Таким образом, для эсминца или фрегата попадание ракеты П-35 было смертельным, а крейсер или авианосец любого тоннажа гарантированно был бы выведен из строя. 

Понятно, что речь идет о кумулятивно-фугасной боевой части. Ну а специальная боевая часть в 20 кТ в случае прямого попадания уничтожила бы атомный авианосец или группу кораблей. Известно, что в ходе испытаний в 1946 г. на атолле Бикини при надводном ядерном взрыве в 20 кТ на расстоянии 500 м от эпицентра затонул трофейный японский крейсер «Сакава», а авианосец «Индепенденс» на расстоянии 800 м был сильно поврежден, была разрушена ангарная палуба, все самолеты на борту уничтожены. А что было бы с авианосцем, если бы самолеты были заправлены топливом и несли бомбы и ракеты? При подводном ядерном взрыве (на глубине 8-9 м) затонули линкор «Арканзас» (в 350 м от эпицентра), линкор «Нагато» (в 650 м) и авианосец «Саратога» (в 450 м). 

Для комплекса 9К96 «Редут» была создана подвижная пусковая установка СПУ-35 на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135К (после перевода производства автомобилей в Брянск - БАЗ-135МБ, мощность двигателя 320 л.с., грузоподъемность 9 тонн, максимальная скорость 65 км/ч, запас хода 1000 км). Габариты пусковой установки (ЗИЛ/БАЗ): длина 13,5/11,5 м, ширина 2,86/2,8 м, высота 3,53/3,0 м. Вес установки с ракетой 21 тонна. Скорость движения СПУ-35 по шоссе - до 40 км/час. Запас хода - 500 км. Экипаж СПУ-35-5 человек. Время перехода из походного положения в боевое - около 1,5 часов. Пуск ракеты производился под углом 20 . Система управления комплекса - «Скала» (4Р43). Батарея комплекса «Редут» имела в своем составе 8 пусковых установок и 8 транспортно-заряжающих машин. Итого 16 ракет. 

Совместные испытания ракет П-35Б комплекса 9К96 «Редут» были начаты 7 сентября 1963 г. на специальном полигоне береговых войск в Джафаре близ Красноводска. В них принимал участие 51-й ОБРП Черноморского флота. После двух пусков выявилась неудовлетворительная работа двигателей КР-7-300 и бортовой аппаратуры, и продолжение испытаний отложили на 1964 г. Всего в ходе испытаний в Джафаре к марту 1966 г. было запущено 24 ракеты П-35Б. Постановлением № 631-202 от 11 августа 1966 г. комплекс «Редут» был принят на вооружения. В августе 1969 г. самоходные установки СПУ-35Б поступили на вооружение 51-го ОБРП, а 2 июля 1970 г. полк вошел в состав сил постоянной готовности Черноморского флота. В Крыму полку были определены два позиционных района - на мысах Лукулл и Тарханкут. Еще два позиционных района были на болгарском побережье у Сазополя (в 50 км от турецкой границы) и Мичурина (в 20 км от границы). 

Из Крыма комплексы контролировали почти всю акваторию Черного моря, вплоть до турецкого берега. А из Болгарии они могли поразить любую надводную или береговую цель, как в зоне проливов, так и в Эгейском море до островов Лемнос и Лесбос. Батареи 51-го ОБРП регулярно проводили учения в болгарских позиционных районах. Помимо Черноморского флота комплекс «Редут» поступил на вооружение ракетных береговых частей североморцев, Балтики и Тихого океана. Несмотря на сравнительно большие габариты, СПУ-356 без разборки могла перевозиться по железной дороге. Она своим ходом заезжала на открытую железнодорожную платформу и затем, что бы соблюсти транспортные габариты по высоте, на СПУ спускались шины. Без проблем СПУ-35 грузились на десантные корабли и транспортные суда ВМФ или гражданские сухогрузы. Расчеты показали, что комплекс «Редут» авиатранспортабелен. Были выпущены соответствующие инструкции, но в воздух его не поднимали - не было особой нужны.

Технические характеристики 9К96 «Редут» 

Ракета 
Дальность стрельбы, км 25 - 270 - 460 
Маршевая высота полета ракеты, м 400 / 4000 / 7000 
Высота полета на конечном участке, м 100 
Маршевая скорость полета ракеты, число М 1,5 
Угол пикирования на цель, град 80 
Время развертывания ПУ с марша, мин. не менее 30 мин. 
Размеры, м: 
- длина 9,45 (9,75; 9,88; 10) 
- размах крыльев 2,6 
- ширина со сложенными крыльями 1,544 
- макс. диаметр корпуса 1,0 
- высота 1,5 
Масса пустой ракеты, кг 2330 
Стартовая масса ракеты , кг. 4 500 
Боевая часть фугасная или ядерная 
Масса БЧ, кг - 1000 
Мощность ядерной БЧ, кТ 350 
Тип старта наклонный из контейнера, угол 20O 
Органы управления аэродинамические рули 
Система наведения ИНС + активный РЛ визир 
Маршевый двигатель ТРД 
Топливо - керосин 
Стартовый двигатель - два РДТТ 
Тяга, кгс 2 х 30 000 
Время работы стартового двигателя, с 2 

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА 
Тип - самоходная колесная 
Колесная формула 8х8 
Установлена на шасси - ЗИЛ-135К (БАЗ-135МБ) 
Масса ПУ, кг 21 000 (ок. 18 000) 
Размеры в маршевом положении, м: 
- длина 13,5 (11,5) 
- ширина 2,86 (2,8) 
- высота 3,53 (3,0) 
Максимальная скорость, км/ч 40 
Запас хода, км 500 
Боевой расчет, чел. 5 

Автор статьи: Александр Широкорад 
Первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №09


  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 14-03-2018, 10:31>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...