Военные люди » Вооружение » Разное » Мобильный ракетный комплекс 4К87 «Сопка» (СССР)

Мобильный ракетный комплекс 4К87 «Сопка» (СССР)


Мобильный ракетный комплекс 4К87 «Сопка» (СССР)

В начале 1950-х гг. появился первый противокорабельный самолет-снаряд - «Комета». Затем на базе «Кометы» были разработаны корабельный ракетный комплекс «Стрела» (КСС) и береговой комплекс «Стрела» с подземным базированием. На основе этих систем с 1 декабря 1955 г. по Постановлению Совета Министров СССР № 2004-1073 началось проектирование мобильного берегового ракетного комплекса (БРК) «Сопка». Модификации ракеты С-2 (4К87) для «Стрелы» и «Сопки» были практически идентичны, поэтому в 1960-х гг. комплекс «Стрела» часто именовали стационарным комплексом «Сопка». Комплекс «Сопка» использовал одноименные самолеты-снаряды (термин «крылатая ракета» был введен приказом Министерства обороны СССР от 30 октября 1959 г.). 

Стрельба ракетами С-2 производилась следующим образом. РЛС «Мыс» вела поиск. При обнаружении цели во все подразделения подавалась команда «Боевая тревога», которая дублировалась, как положено на флоте, колоколами громкого боя. По данным РЛС «Мыс» на цель наводилась РЛС «Бурун», которая переводилась в режим полуавтоматического сопровождения цели. В боевом режиме также по данным РЛС «Бурун» на цель наводилась и РЛС С-1М, но не включалась. Ракеты на полуприцепах ПР-15 подавались к пусковым установкам. При этом полуприцепы задним ходом заезжали на мостки и состыковывались с пусковыми установками. Ракеты при помощи механизмов заряжания перемещались на направляющие пусковых установок, осаживались на шептала и закреплялись. Затем производилась подвеска дополнительных килей и подключение бортовых разъемов. По команде из центрально поста (время подачи команды определялось приборами управления стрельбой) происходил вывод маршевых двигателей на полные обороты и старт. 

Траектория полета ракеты состояла из участка автономного полета по программе до вывода в луч РЛС С-1М, участка полета в луче станции С-1М на стабилизируемой автопилотом высоте (на участке марша бортовая станция С-3 работала в режиме «А») и участка самонаведения на цель (станция С-3 работала в режиме «Б»). В процессе предстартового контроля РЛС «Бурун» непрерывно следила за целью, по ее данным наводилась на цель антенна РЛС С-1М, которая с началом вывода маршевых двигателей на полные обороты включалась в режим автосопровождения с излучением высокочастотного сигнала. После включения передатчика на излучение РЛС С-1М работала в режиме автоматического сопровождения, создавая в направлении на цель равносигнальную зону, образуемую при вращении луча РЛС С-1М. Пусковая установка при этом с помощью синхронно-следящего привода непрерывно поворачивалась - «следила» за лучом РЛС С-1М по данным, вырабатываемым приборами управления стрельбой. 

С момента старта до входа в луч РЛС С-1М ракета летела, управляемая только автопилотом (режим автономного полета), который выдерживал направление, приданное ракете при сходе с направляющих пусковой установки. Вывод ракеты на маршевую высоту производился корректором высоты и программным устройством автопилота. При входе ракеты в луч (начало участка марша) бортовая станция С-3 начинала работать в режиме наведения (режим «А»). На этом участке ракета, удерживаясь на маршевой высоте с помощью барометрического корректора высоты, летела в луче станции С-1М. При отклонении ракеты от равносигнальной линии луча станции С-1М бортовая станция С-3 реагировала, вырабатывая сигналы, пропорциональные отклонениям и выдавала в автопилот управляющие по курсу команды для удержания ракеты на непрерывно следующей за целью равносигнальной линии луча станции С-1М. 

На определенном, заданном до старта расстоянии от цели происходила разблокировка стороны самонаведения станции С-3. При достаточной мощности отраженных от цели импульсов РЛС С-1М станция С-3 осуществляла захват цели (переходит в режим «Б») и обеспечивала наведение ракеты на цель. Корректор высоты при этом отключался. На участке самонаведения в сочетании с командными сигналами станции С-3 по курсу включался в работу блок положительной обратной связи автопилота, что обеспечивало полет ракеты в упрежденную точку встречи с движущейся целью. По сигналу ответчика ракеты на индикаторе визирования РЛС С-1М можно было наблюдать вход ракеты в луч, полет ее в луче, переход в режим самонаведения и ориентировочное место встречи с целью. Его можно было наблюдать также на индикаторах РЛС «Мыс» и «Бурун». После попадания ракет в цели передатчики станций С-1М выключались. Немедленно после старта каждой из ракет начиналась подготовка к следующему выстрелу: пусковые установки переводились на линии заряжания, осуществлялась подача очередных ракет, заряжание и т.д. 

В 1958-1959 гг. на полигоне «Песчаная Балка» прошла испытания ракета С-2, оснащенная тепловой головкой самонаведения (ГСН) «Спутник-2». В ноябре-декабре 1958 г. состоялись два пуска, и в мае-августе 1959 г. - еще три, после чего тепловая ГСН «Спутник-2» была принята на вооружение. Стрельба ракетами, оснащенными головками «Спутник-2», могла производиться в двух режимах. В первом режиме С-2, как и ракета с радиолокационной ГСН, летела в узком луче РЛС С-1М, а затем с расстояния в 15 км от цели (радиус действия тепловой головки) начинался участок самонаведения. В этом режиме дальность стрельбы могла достигать 105 км. Второй режим включался в случае постановки противником активных или пассивных помех, а так же во избежание поражения РЛС боеприпасами, наводящимися на радиоизлучающий объект. В этом режиме удалось реализовать принцип «выстрелил и забыл»: вывод ракеты в зону самонаведения осуществлялся автопилотом. 

Для заводских испытаний комплекса «Сопка» на полигон «Песчаная Балка» были доставлены четыре передвижные пусковые установки Б-163. Первый пуск состоялся 27 ноября 1957 г. с пусковой установки № 2 батареи № 1. Стреляли по дрейфующей мишени - тральщику «Бельбек». Расстояние от станции наведения С-1М до мишени составляло 28,9 км. На 121,7-й секунде полета ракета пролетела над целью на высоте 9 м от ватерлинии и на расстоянии 10 м влево от центра мишени и приводнилась в 7 км за мишенью. Исходя из результатов пусков ракет КСС БРК «Стрела» и заводских испытаний ракет С-2 ракетного комплекса БРК «Сопка» летно-конструкторские испытания было решено не проводить, а сразу провести совместные (государственные) испытания подвижного ракетного комплекса «Сопка».

Первые пуски ракет С-2 по программе летно-конструкторских испытаний состоялись 19 августа 1959 г. Стрельба велись как по неподвижным мишеням ДК-430, судну «Испытатель» (бывший немецкий тральщик М-255), так и по скоростной мишени проекта 183КВУ, двигавшейся со скоростью свыше 30 узлов. На вооружение подвижный комплекс «Сопка» был принят приказом Главнокомандующего ВМФ от 19 декабря 1958 г. После завершения испытаний на полигоне «Песчаная Балка» 390-й дивизион, укомплектованный комплексами «Сопка», был передан Черноморскому флоту и передислоцирован в поселок Черноморское. Но здесь береговые ракетчики служили недолго. 3 мая 1962 г. поступил приказ «готовиться к передислокации на территорию дружественного государства». Личный состав и матчасть 390-го дивизиона погрузили в Севастополе на теплоход «Лениногорск», и через 18 дней крайне тяжелого для людей путешествия в трюмах корабля, 11 августа 1962 г., они прибыли в кубинский порт Матансас. 

Местом дислокации 390-го дивизиона стал пригород Гаваны Минас. Дивизион получил название «Школа № 16», с 1 сентября началось обучение кубинского персонала. Однако 19 сентября в связи с кризисом в отношениях США и СССР, который чуть не перерос в войну и впоследствии был назван Карибским, учебу пришлось прервать. В ночь на 26 октября 1962 г. под тропическим ливнем расчеты доставили комплексы в район Мэриам и изготовили к бою. Но через несколько часов поступил новый приказ - следовать на огневую позицию в район Сьенфуэгоса. К 18 часам 27 октября, совершив 500-километровый марш, ракетчики заступили на боевое дежурство. 

Боевая служба продолжалась до 9 ноября. И лишь спустя две недели, дивизион вернулся обратно. В конце ноября обучение кубинцев было продолжено. А в июле 1963 г. сам Фидель Кастро участвовал в приемке материальной части дивизиона. Кроме 390-го дивизиона в июле 1962 г. на Кубу из Поти на теплоходе был переброшен 17-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). Полк состоял из двух отдельных дивизионов и отдельной технической батареи. 29 июля 1962 г. ракетный дивизион полка под командованием майора Юрченко Я. Г. в полном составе, с техникой прибыл на Кубу и разместился в провинции Орьенте в 10 км от города Банес. Вслед за первым дивизионом прибыл и остальной личный состав 17-го ОБРП во главе с командиром А. Г. Шиковым. Полк разместился вблизи города Санта-Крус и на острове Пинос в 120 км южнее Кубы. В октябре 1962 г. 17-й ОБРП встал на боевое дежурство. В 1963 г. матчасть полка передали кубинцам, а личный состав вернулся в СССР. Оставшиеся на «Острове свободы» в качестве советников офицеры полка помогли кубинским коллегам в короткий срок освоить технику и выполнить практические ракетные стрельбы. 

ОБЩИЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 

Сектор стрельбы каждого подразделения, град ±85° 
Дальность стрельбы (в зависимости от превышения антенных РЛС С-1М над уровнем моря): 
- минимальная, км 15 
- максимальная, км 95 
Время на подготовку первого выстрела, мин. до 17 
Количество ракет в залпе до 4-х 
Скорость полета, км/час 1050 
Маршевая высота полета, м 400 

ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ С-2 
Габариты: 
Длина, мм 8480 
Высота без ПРД и дополнительного киля, мм 2119 
Высота с ПРД и дополнительным килем, мм 2935 
Размах крыла, мм 4722 
Ширина при сложенных консолях крыла, мм 1956 
Весовая сводка: 
Стартовый вес,кг 3419 
Полетный вес, кг 2929 
Стартовый двигатель (ПРД), кг 479 
Боевая часть, кг 1010 
Взрывчатое вещество (ТГАГ-5), кг 860 
Двигатели: 
Маршевый двигатель РД-500К 
Тяга маршевого двигателя, кг 1500 
Ёмкость керосинового бака, л 320 
Стартовый двигатель СПРД-15 
Тяга стартового двигателя, т 27-41 
Время работы, с 1,6-1,8 

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРТОВОЙ УСТАНОВКИ 
Габаритные размеры: 
В походном положении: 
- длина, мм 12235 
- ширина, мм 3120 
- высота, мм 2950 
В боевом положении: 
- длина, мм 12235 
- ширина, мм 5400 
- высота, мм 3765 
Угол старта к плоскости горизонта, град 10° 
Угол горизонтального наведения, град ±174° 
Длина стартового пути ракеты, мм 10000 
Число осей 2 
Число колес 8 
База, мм 6150 
Колея, мм 2180 
Наименьший дорожный просвет: 
- по осям ходов, мм 400 
- по центру крестовины, мм 600 

Автор статьи: Александр Широкорад 
Первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №09
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 14-02-2018, 21:49>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...