Язык сайта


Мы в Вконтакте


Крылатая ракета К-10С (СССР)

Посмотрело: 44, Голосов: 0



Крылатая ракета К-10С (СССР)


Разработка крылатой ракеты К-10 («Комета-10») была начата по Постановлению Совмина СССР от 3 февраля 1955 г. Корабельный вариант ракеты К-10, получивший индекс П-40, создавался для атомных крейсеров проекта 67. Однако проекты П-40 и 67 остались на бумаге. Ракета разрабатывалась и под самолет-носитель «105», позже известный под обозначением Ту-22. Однако испытания и доводка Ту-22 затянулись и ракетами К-10С решено было оснастить бомбардировщик Ту-16. Первый Ту-16К-10 был подготовлен только в ноябре 1957 г., следующий (№ 7203806) - в декабре того же года. К тому времени опытное производство предоставило на испытания и первую ракету К-10С. Ракета разрабатывалась в московском ОКБ-155 и его филиале ОКБ-155-2 в г. Дубне. Главные конструкторы - М. И. Гуревич и А. Я. Березняк. Систему управления проектировало КБ-1, главный конструктор С. Ф. Матвеевский. 

Ракета К-10С предназначалась для поражения крупных надводных кораблей водоизмещением от 8000 т. Комплекс К-10 включал в себя самолет-носитель Ту-16К-10, крылатую ракету К-10 и систему наведения на базе бортовой РЛС «ЕН». При этом в носовой части фюзеляжа Ту-16 устанавливалась антенна станции обнаружения и сопровождения цели, под кабиной экипажа - антенна наведения ракеты, а в бомбоотсеке - ее балочный держатель и гермокабина оператора системы «ЕН». Ракета К-10 находилась в полуутопленном положении, а перед запуском двигателя и отцепкой опускалась вниз. Опытный образец Ту-16К-10 был построен в 1958 г., а спустя год началось его серийное производство. 

Самолет-снаряд представлял собой свободнонесущий среднеплан со стреловидным крылом и оперением. Крыло имело угол стреловидности 55° по 1/4 хорды. Для удобства транспортировки самолета-снаряда консоли крыла складывались вертикально вверх. Горизонтальное оперение было цельноповоротным и состояло из двух консолей. Угол стреловидности стабилизатора по передней кромке - 55°. Вертикальное оперение - киль с рулем направления. Киль собирался из двух литых панелей, его угол стреловидности 55°30~ по 1/4 хорды. Киль и руль были изготовлены из электрона. Для удобства подвески самолета-снаряда на самолет-носитель киль сделали складывающимся. 

Фюзеляж К-10 сигарообразной формы, круглого сечения. В головном герметичном отсеке с термоизоляцией размещена аппаратура самонаведения. Во втором отсеке - кумулятивный или специальный заряд. Ракета К-10 рассчитана на фугасно-кумулятивную боеголовку типа ФК-10 или ФК-1М, причем ФК-1М предназначалась для действия по подводной части крупных кораблей. Обе боевые части спроектированы в НИИ-6 ГКОТ. Третий отсек - силовой, является топливным керосиновым баком стальной конструкции. На К-10С установлен турбореактивный двигатель М-9ФК, модификация двигателя РД-9Б истребителя МиГ-19. 

Длина ракеты - 9750 мм, максимальный диаметр корпуса - 920 мм, размах крыла - 4180 мм. Вес боевой части - около 940 кг, стартовый вес ракеты - 4533 кг. Ракета была рассчитана на запуск с высот от 5 до 11 км и высоту полета 0,5-8 км. Дальность стрельбы: от 110 до 325 км. Максимальная скорость ракеты 2030 км/час. Наведение на маршруте - радиокомандное, за 15-20 км до цели включалась бортовая радиолокационная головка самонаведения. 

Первый пуск ракеты К-10С был произведен 28 мая 1958 г. на полигоне во Владимировке (Астраханская область) в неуправляемом режиме. Всего в 1958 г. было проведено 5 пусков, а в 1959 г. - 12 пусков. Однако из-за отказов системы управления и двигателя 11 пусков оказались полностью неудачными. Испытания комплекса К-10 со стрельбой по морским целям шли с 5 сентября 1959 г. по 5 ноября 1960 г. на полигоне № 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Часть пусков была по танкеру «Чкалов» водоизмещением около 9000 т. Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели на 170-175 км. Из пяти пусков четыре оказались успешными. Всего к 1 января 1961 г. провели 42 пуска ракет К-10. 

В начале 1961 г. было проведено 20 пусков серийных ракет, из которых только половина попала в цель. Одна ракета была потеряна по вине экипажа носителя, ГСН другой ракеты вместо цели захватила большую льдину и, соответственно, поразила ее., при очередном пуске отказал ЖРД, и т.д. Тем не менее, постановлением Совмина № 742-315 комплекс К-10 был принят на вооружение. По результатам испытаний было подтверждено превышение ряда заданных в начале разработки основных характеристик: радиус действия - 2400 км, на 20-40%; дальность обнаружения цели - 240-360 км, на 30-40%; скорость ракеты - 1950-2050 км/час, на 5-25%. Дальность обнаружения крупных надводных кораблей практически совпадала с теоретическим радиогоризонтом. При дальнейшем сближении на 50-60 км цели гарантированно брались на автосопровождение. Наметился и солидный резерв по запасу топлива. В ходе одного из пусков ракета, пролетев мимо цели, удалилась на 245 км от точки пуска и рухнула в море на 610-й секунде полета, при этом, явно, не выработав весь запас топлива. 

В течение 1960-1962 гг. комплексы К-10 поступили на вооружение семи авиационных полков. В 1960 г. было произведено 79 учебных пусков ракет К-10С, в 1961 г.- 126 и в 1962 г.- 147 пусков. 22 августа 1962 г. в ходе учений «Шквал» на Северном флоте с самолета Ту-16К-10 была запущена ракета К-10С со спецзарядом в 10 кт. Взрыв произошел на полигоне Новая Земля. Стрельба велась по барже, снабженной уголковыми отражателями. 2 июля 1958 г. вышло постановление Совмина № 710338 о разработке самолета-носителя ракет К-10С на базе бомбардировщика Ту-95К. Самолет получил обозначение Ту-95К-10. Он должен был нести четыре ракеты с одновременны м размещением в грузоотсеке ядерных бомб. Однако из-за снижения летных характеристик Ту-95К работы были прекращены. Постановлением Совмина № 998-434 от 28 августа 1959 г. была задана разработка комплекса К-14 в составе бомбардировщика 3МД и ракет К-10С. Однако из-за ликвидации ОКБ-23 В. М. Мясищева и перехода коллектива под руководство Челомея завершить работы над К-14 не удалось. Постановлением Совмина СССР № 138-48 от 5 февраля 1960 г. разработка комплекса К-14 была прекращена.

Рейтинг:
-
0
+