Язык сайта


Мы в Вконтакте


Ударный вертолёт Agusta-Westland T129 ATAK (Турция)

Посмотрело: 147, Голосов: 0



 
 

 Ударный вертолёт Agusta-Westland T129 ATAK (Турция) Найти похожие новости ?

В мае 1997 г. Министерство обороны Турции объявило конкурс на новый ударно-разведывательный вертолет для армейской авиации. Турецкая армия располагала в то время небольшим количеством вертолетов семейства Bell АН-1 Cobra и остро нуждалась в новых машинах этого класса, в первую очередь необходимых для поддержки операций против курдских повстанцев. К концу 1990-х годов турецкая промышленность уже накопила определенный опыт разработки и производства авионики, авиационных систем и вооружения. Поэтому условия конкурса предполагали закупку за рубежом авиационной платформы и последующую совместную с зарубежными партнерами разработку вертолета на ее основе, оснащенного турецким оборудованием и вооружением. Вертолет, получивший обозначение АТАК, должен был иметь турбовальные двигатели, тандемную кабину экипажа (с возможностью управления вертолетом как с места пилота, так и с места оператора вооружения), высокую маневренность, способность к полету на высокой скорости с огибанием рельефа. Оборудование машины должно было обеспечивать возможность автономного поиска, сопровождения и поражения целей, а в состав вооружения следовало включить бортовую пушку и управляемые ракеты классов «воздух-земля» и «воздух-воздух». 

На конкурс свои предложения представили пять участников: Boeing выставил AH-64D Apache Longbow, Bell - AH-1Z Super Cobra, Agusta-Westland - A129 Mangusta, Eurocopter - EC665 Tiger, «Камов» - Ka-50-2 «Эрдоган». В июле 2000 г победителем была объявлена компания «Белл». В принципе, выбор турецкой стороны выглядел вполне логичным, ведь ее армия уже использовала предыдущие модели ударных вертолетов этой фирмы. Однако в дальнейшем оказалось, что американцы не готовы согласиться с требованием оснащения их машины системами и вооружением турецкого производства. После нескольких лет трудных переговоров итоги конкурса отменили, объявив в 2004 г. новый. На этот раз американские фирмы в нем не участвовали, а к «Эрдогану», «Мангусте» и «Тигру» прибавился южноафриканский Denel АН-2 Rooivalk. После длительного процесса отбора, включавшего и несколько раундов летных испытаний, лучшей платформой для интеграции турецких бортовых систем и вооружения признали вертолет A129. На этот выбор не в последнюю очередь повлиял опыт боевого применения A129 Mangusta в Сомали, Албании, Косово, Ираке и Афганистане. 

30 марта 2007 г Министерство обороны Турции официально объявило о начале переговоров с «Agusta-Westland», касающихся проектирования на базе A129 ударно-разведывательного вертолета АТАК. В сентябре того же года было подписано соглашение между Министерством обороны и консорциумом «АТАК Team», предусматривавшее разработку машины и последующее производство 51 экземпляра (включая прототип, не предназначавшийся для передачи в строевые части). Контракт также оговаривал возможность дополнительного заказа еще 41 вертолета. Участниками консорциума стали турецкая компания Turkish Aerospace Industries Inc. (TAI), ставшая генеральным подрядчиком, и объединение «Agusta-Westland», выступавшее в роли субподрядчика. Оба участника консорциума совместно владели интеллектуальной собственностью на турецкую модификацию «Мангусты», получившую обозначение Т129. Фирма ТАI получила также право сбыта Т129 в любые страны, за исключением Италии и Великобритании.

Турецкий вариант «Мангусты» разрабатывался на основе A129СВТ. Новый вертолет получил целый ряд усовершенствований, включая более мощные двигатели LHTEC CTS800-4N, обновленную трансмиссию с усиленными редукторами, новый хвостовой винт. Также модернизации подверглась авионика, средства РЭБ и комплекс вооружения, включавший не только ПТУР, но и управляемые ракеты «воздух-земля». Еще одним существенным нововведением стало полное дублирование оборудования обеих кабин, благодаря чему каждый член экипажа мог бы без ограничений выполнять функции как пилота, так и бортоператора. Внедрение всех изменений потребовало времени. Прототип-демонстратор Т129, переделанный из первого летного экземпляра A129 (Р1), впервые поднялся в воздух в Италии 28 сентября 2009 г Однако 19 марта следующего года, во время очередного испытательного полета, он потерял хвостовой винт Летчик-испытатель Луиджи Кассиоли (Cassioli) сумел увести машину от населенного пункта и совершить посадку. Пилот и бортоператор отделались царапинами и ушибами, но вертолет восстановлению не подлежал. 

Машина Р-6 - прототип Т129, построенный в Турции, вышла на летные испытания лишь 17 августа 2011 г Наибольшие трудности в процессе доводки возникли с комплексом вооружения. Поэтому ввиду острой потребности в боевых вертолетах Министерство обороны Турции заказало дополнительную партию из девяти Т129 без управляемого оружия. Этот переходный вариант получил обозначение T129 AEDH (Егкеп Duhul Helikopteri, что можно перевести как «вертолет ранней поставки»). В турецкой армейской авиации Т129А классифицировали как вертолет боевой поддержки. В состав его вооружения вошли 20-мм трехствольная пушка ТМ-197В с боекомплектом 500 патронов и до четырех блоков НАР (в общей сложности до 76 ракет калибром 70 мм). Также вертолет мог нести два контейнера с 12,7-мм пулеметами и два подвесных топливных бака. В полной конфигурации вертолет получил обозначение Т129В и считается в Турции многоцелевым вариантом. 

Технические характеристики Agusta-Westland T129. 
Экипаж: 2 человека; 
Длина вертолёта: 13,45 м.; 
Высота вертолёта: 3,4 м.; 
Диаметр несущего винта: 11,9 м.; 
Масса пустого вертолёта: 2350 кг.; 
Максимальный взлётный вес: 5000 кг.; 
Крейсерская скорость: 270 км\ч.; 
Максимальная скорость полёта: 278 км\ч.; 
Максимальная дальность полёта: 560 км.; 
Максимальная высота полёта: 6100 м.; 
Силовая установка: 2 × LHTEC CTS800-4A; 
Мощность: 2 × 1360 л.с. 

Авторы статьи: А. Харук 
Первоисточник: журнал «Авиация и время» 2016 г. №06
Рейтинг:
-
0
+