Язык сайта


Мы в Вконтакте


Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 (Франция)

Посмотрело: 769, Голосов: 0



 

Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 (Франция)

В 1966 году в войска начал поступать новый основной боевой танк AMX-30B, слегка модифицированное шасси которого и было выбрано в качестве базы для создания новой самоходной установки. Производство велось на предприятиях государственного арсенала ARE (Atelier de construction de Roanne) в городе Роан (Roanne). Здесь же решили развернуть и сборку новой самоходки, над проектом которой, с 1969 года, активно работала фирма EFAB (Etablissement d'etudes et de fabrications d'armement de Bourges). В 1971 году оба предприятия объединились в группу «GIAT Industries».

К моменту объединения обе стороны накопили солидный багаж опыта и традиций в области производства вооружений. Ещё в 1867 году в административном центре департамента Шер (Cher) - городе Бурже (Bourges) начал работать арсенал, известный с 1910 года как ABS (Atelier de construction de Bourges). В годы Первой мировой войны и в межвоенный период он осуществлял поставки вооружений в армию, а, после поражения Франции, в 1940 году был включен, как и многие другие, в систему германской военной промышленности. По окончании Второй мировой войны, на предприятии восстановили традиционное артиллерийское производство, а 1967 году произошло объединение с расположенным в Меце (Metz) заводом боеприпасов ЕСР (Ёсо1е centrale de pyrotechnie), после чего компания получила новое название EFAB. Роанский арсенал ведет свою историю с 1917 года. В 1952 году предприятие подверглось полномасштабной реконструкции.

Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 (Франция)

В рамках имевшей место в 1971 году капитальной реорганизации французского военно-промышленного комплекса предприятия, производящие вооружение для сухопутных войск объединили в Группу предприятий по производству наземных вооружений (GIAT Industries, Groupement industriel des armements terrestres) как подразделение Технического управления по наземным вооружениям (DTAT, Direction technique des armements terrestres). Компания EFAB также вошла в состав этой группы. Поэтому в большинстве справочников в качестве производителя самоходной гаубицы АМХ-30 AuFI указывается именно «GIAT Industries». В течение многих лет это государственное предприятие занималось производством вооружений для французских вооруженных сил, а также на экспорт.
 
Создание «GIAT Industries» совпало с резким сокращением ёмкости потенциального военного рынка, что привело к хроническому превышению производственных возможностей компании над реальными потребностями Министерства обороны Франции. Попытки конверсии предприятий с переходом на выпуск мирной продукции успехом не увенчались. Следует отметить, что фирма никогда не имела возможности проводить самостоятельную политику и полностью зависела от желаний своего единственного акционера - французского государства, которое, с одной стороны, требовало, например, сохранения, вопреки экономической целесообразности, рабочих мест, с другой, непрерывно компенсировало из бюджета убытки. Тем не менее, численность персонала предприятий неуклонно сокращалась, а финансовые проблемы фирмы и государства постоянно вносили негативные коррективы в судьбу самоходной гаубицы.
 
В 2006 году фирму преобразовали в государственную компанию «Nexter», которая, несмотря на неурядицы, в настоящее время продолжает оставаться одним из крупнейших производителей вооружений в Европе. Начало опытно-конструкторских работ над новой самоходной установкой датируется 1969 годом. В период разработки изделию присвоили наименование GIAT 155 GCT, где GIAT - название фирмы, 155 - калибр орудия в мм, а аббревиатура GCT обозначала высокую скорострельность (Grande Cadence de Tir). Прототип собрали к маю 1972 года, а первая публичная демонстрация состоялась в июне 1973 года на выставке в Сатори (Satory). В 1974-1975 гг изготовили восемь предсерийных образцов, которые успешно прошли войсковые испытания.

Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 (Франция)

Первую серийную партию самоходок французское командование планировало закупить в 1976 году, но этому помешало ограничение финансирования. В результате эти машины в 1978 году попали в Саудовскую Аравию, которая в 1977 году подписала контракт на закупку 63 единиц. Из них 54 предназначались для боевых подразделений и 9 - для учебных. А вот на вооружение артиллерийских полков Сухопутных войск Франции новая артсистема начала поступать только с 1983 года и тогда же она сменила название на Canon de 155mm Automoteur modele F1 (155-MM самоходная пушка модели F1) или, сокращенно, AuF1. Всего же фирма GIAT изготовила 440 установок этого типа. Из них 273 - для собственной армии (179 в базовом варианте и, начиная с 1988 года, 74 модернизированных установки AuF1 Т), 63 - для Саудовской Аравии, 86 - для Ирака и 18 - для Кувейта.
 
В 1992 году производство было завершено. Однако в 1996 году приняли решение переделать в САУ 20 списанных танков AMX-30B2. Машины получили новый восьмицилиндровый двигатель Renault Mack Е9 мощностью 750 л. е., разработанный в США и выпускаемый фирмой «Renault» по лицензии. Внешне они отличались от остальных установок отсутствием на корпусе люка для доступа к вспомогательному силовому агрегату. Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 предназначена для огневой поддержки танковых и механизированных подразделений. Артсистема способна вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиции, уничтожая огневые точки, боевую технику и полевые укрепления на дальностях до 15-20 км. Базой послужило слегка модифицированное шасси го боевого танка AMX-30B2. Максимальная толщина лобовой брони достигает 79 мм. Боковые стороны и корма защищены гораздо скромнее (20-57 мм). Боевая масса - 42 тонны.
 
Внутренняя планировка корпуса почти целиком позаимствована у AMX-30B2. Рабочее место механика-водителя расположено в передней части слева. Для наблюдения за местностью в его распоряжении имеется три перископических смотровых прибора М223, причем средний может быть заменен на панорамный активный прибор ночного видения SOPELEM ОВ 16А с бинокулярным каналом ночного видения и монокулярным дневным каналом. Увеличение обоих каналов - 1х. Поле зрения ночного канала составляет 35°, дневного - 24°. Люк механика водителя овальной формы со сдвигающейся влево крышкой.
 
В отличие от танка-прототипа, в носовой части корпуса справа от механика-водителя вместо боеукладки расположили вспомогательный силовой агрегат, для доступа к которому в верхнем броневом листе прорезали фигурный люк, закрытый двумя створками-жалюзи. На машинах базовой версии они были плоскими и, для предохранения от загрязнения или попадания воды при форсировании водных преград, закрывались поверх специальным экраном. Именно такие установки, в частности, были поставлены в Саудовскую Аравию и Ирак. Модернизированный вариант отличался наличием сильно выступающего поверх крышки люка дефлектора, а чтобы отводимые через него горизонтально вбок горячие газы не прожигали ящик ЗИП по правому борту конструкторы предусмотрели специальный экран.
 
Силовая установка представлена многотопливным четырехтактным двенадцатицилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с оппозитным горизонтальным расположением цилиндров Hispano-Suiza HS-110 мощностью 720 л. с. при 2 600 об/мин или 680 л. с. при 2400 об/мин. Механическая трансмиссия 5SD-200D включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механизм поворота, тормоз с гидроприводом, планетарные бортовые передачи и механическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего и пять заднего хода. В качестве топлива могут быть использованы соляр, керосин или бензин. Ёмкость топливных баков составляет 970 л. Этого запаса, при использовании соляра, хватает на 500 км пробега, а такого же объёма бензина - на 420 км. Максимальная скорость движения по шоссе - 60 км/ч.
 
Ходовая часть, применительно на один борт, состоит из пяти опорных двухскатных катков с дисками из алюминиевого сплава, стальными ступицами и резиновыми бандажами. Подвеска - торсионная. Балансиры первого и третьего катков установлены против, а остальные - по ходу движения. Первый и пятый узлы подвески имеют гидравлические амортизаторы. Также имеются ведущее колесо заднего расположения, ленивец переднего расположения и пять поддерживающих роликов с внутренней амортизацией. Стальные гусеничные траки снабжены резиновыми асфальтоходными подушками. Расчет самоходной гаубицы состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Основное вооружение - 155-мм гаубица со стволом длиной 39 калибров с двухкамерным дульным тормозом, установленная во вращающейся башне. Объем каморы - 19,51л. Стандартный нехромированный ствол рассчитан на производство 4000 выстрелов.
 
Толщина лобовой брони башни достигает 81 мм, бортовой - 42 мм, кормовой - 50 мм, крыши - 20 мм, что обеспечивает защиту от осколков снарядов и боеприпасов стрелкового оружия по всем направлениям, а также от 12,7-мм пуль в передней полусфере. Конструкторы предусмотрели большое полностью герметичное боевое отделение с откидным спальным койко-местом для поочередного отдыха членов экипажа и противорадиационным подбоем. Также дополнительной защитой от действия поражающих факторов оружия массового уничтожения являются фильтровентиляционные устройства и поддержание избыточного давления внутри корпуса и башни.

Система управления огнем состоит из стабилизированного в вертикальной плоскости электронно-оптического угломера, пульта управления с вычислителем, рукояток управления наведением пушки, гидравлических приводов наведения, оптического прицела для стрельбы прямой наводкой и блока питания. Предусмотрена связь пульта управления с командным пунктом батареи с возможностью автоматического ввода азимута и угла вертикального наведения в режиме реального времени. Точность наводки оценивается в 0,5 деления для электронно-оптического угломера и 1 деление для оптического угломера. Углы вертикальной наводки находятся в пределах от -5° до +66°. Гидравлические приводы обеспечивают скорость наведения 5° в секунду. На случай их выхода из строя, предусмотрена и возможность ручной наводки.
 
Автомат заряжания состоит из магазина на 42 выстрела (36 фугасных и 6 дымовых), размещенных в задней части башни в специальной двухсекционной боеукладке (в левой части размещены 180 модулей метательных зарядов, уложенных по 6 модулей в ячейку в правой - 42 снаряда), кронштейна, транспортера, наклонной плиты, вспомогательного поддона и толкателя. Метательные заряды помещены в полностью сгорающие жесткие картузы. Собственно механизм состоит из двух параллельных систем: для заряжания снаряда и порохового заряда, приводящихся в действие с помощью гидравлического устройства.
 
Процесс заряжания происходит следующим образом. Скользящий по кронштейну транспортер подхватывает модули из одной ячейки и перемещает их на наклонную плиту, с которой те скатываются на вспомогательный поддон. Затем, согласно командам системы управления огнем, рычаг толкателя отбирает нужное количество модулей, которые вначале попадают на поддон толкателя, а затем в зарядную камору. Оставшиеся на поддоне модули могут быть использованы для следующего выстрела. Зарядные модули подходят и для стрельбы из других 155-мм гаубиц, как буксируемых, так и самоходных (в частности, PzH-2000 и AS-90). Подача первого выстрела осуществляется за 15 секунд, последующих -каждые 8 секунд. Первые четыре выстрела производятся за 25 секунд, а шесть - за 40-45 секунд (зависит от дальности стрельбы). Скорострельность при продолжительной стрельбе - 72 выстрела в час. В случае выхода из строя автоматики возможен переход к ручному заряжанию. Тогда скорострельность составит 2-3 выстрела в минуту.
 
Загрузка боеприпасов осуществляется через большие двери, расположенные в корме башни. Для полной загрузки магазина двум членам экипажа требуется около 20 минут. Первоначально основным типом боеприпасов являлась производимая фирмой «GIAT Industries» осколочно-фугасная граната ОЕ 155 56/69 массой 43,75 кг и максимальной дальностью стрельбы 23500 м. Допускалось и использование американских 155-мм снарядов М107 массой 43,88 кг В этом случае максимальная дальность стрельбы снижалась до 18000 м. Также применялись активно-реактивные снаряды типа НЗ с начальной скоростью 830 м/с и дальностью стрельбы 29000 м. Кроме того, в боекомплект входили специализированные боеприпасы OF UM 155 F1A, снаряженные белым фосфором и осветительные гранаты OECL 155 F1.
 
В 90-е годы XX века фирма «GIAT industries» освоила выпуск новых боеприпасов, снаряженных смесью гексогена и тринитротолуола (в равной пропорции), которые, в настоящее время, стали основными для AMX-30 AuF1. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом с донной выемкой ОЕ F1 массой 43,25 кг находится в диапазоне от 3 230 м до 23 500 м, осколочно-фугасным снарядом с донным газогенератором ОЕ F2/LU111 массой 42,6 кг - от 4200 до 30000 м. Максимальная дальность достигается при выстреле седьмым зарядом, который обеспечивает снаряду начальную скорость 810 м/с. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом ОЕ F2/LU111 сила отката составляет 360 КН, а максимально допустимая длина отката - 1150 мм.
 
В 2000 году в боекомплект были введены кассетные боеприпасы OGRE F1, содержащие по 63 поражающих элемента массой 224 г Однако в 2008 году Франция присоединилась к «Договору о кассетных боеприпасах», и уже в сентябре следующего года из боекомплекта самоходных гаубиц изъяли последние снаряды этого типа. В качестве вспомогательного вооружения на крыше башни устанавливается 7,62-мм или 12,7-мм пулемет с круговым обстрелом и возможностью вертикальной наводки в секторе от -20° до +45° для первого и +50° для второго. Боекомплект 7,62-мм пулемета составляет 2 050 патронов, крупнокалиберного - 800 патронов. Дымовые гранатометы располагаются на передней стороне башни.
 
В 1988 году фирма «GIAT Industries» приступила к производству улучшенного варианта самоходной гаубицы, который получил наименование AuF1 Т. Модернизация включала замену вспомогательного бензинового двигателя на газотурбинный мощностью 10,5 КВт, повышение надежности системы автоматической загрузки боеприпасов и установку оснащенной механическими гироскопами платформы CITA 20 фирмы SAGEM для автономной навигации. Дальнейшее направление усовершенствования определялось принятым для стран НАТО в 1999 году «Совместным меморандумом по баллистике», который, по сути дела, являлся программой по поддержанию национальных артсистем на уровне мировых стандартов и предусматривал частичную модернизацию самоходных гаубиц, необходимых для вооружения пяти артиллерийских полков (три на AuF1 и два на AuF1 Т), учебного подразделения и боевого резерва. Не подлежащие модернизации установки предполагалось оставить на хранении, причем не исключалась возможность их продажи другим странам. Таким образом, до нового стандарта, получившего наименование AuF2, предполагалось довести 104 AuF1 и 70 AuF1 Т.
 
Это позволило фирме «GIAT Industries» получить от Генеральной дирекции по вооружениям контракт на разработку усовершенствованного варианта - самоходной гаубицы AuF2, сумму которого оценили в 325 миллионов франков, что, по тогдашнему курсу, соответствовало 42 миллионам долларов США. Серьёзному улучшению подверглась система навигации, взаимодействующая с баллистическим вычислителем Matra CALP 2G, что значительно повысило точность стрельбы. Также предусмотрели связь с автоматической системой управления огнем артиллерийских подразделений сухопутных войск Франции ATLAS. Для измерения начальной скорости снарядов установили допплеровский радар RDB4 фирмы Intertechnique IN-SNEC. Также с помощью специальных датчиков, расположенных на удалении 2 мм от внутренней стенки канала ствола, в реальном времени измерялась температура в канале с передачей данных в систему управления огнем. Гидравлические приводы наводки планировали сделать автоматическими с возможностью перехода на ручное управление.
 
Французское командование предполагало иметь одну баллистическую станцию на взвод из четырех орудий, при этом всем орудиям взвода полагалось иметь метательные заряды из одной производственной партии. Наиболее существенным аспектом модернизации стала установка соответствующего меморандуму нового ствола длиной 52 калибра и зарядной каморой объёмом 23 л, снабженного тонким износостойким покрытием (согласно меморандуму требовалась живучесть не менее 2 000 выстрелов). Это позволило довести максимальную дальность стрельбы активно-реактивным снарядом NR265 до 42 км. Увеличение мощности орудия потребовало разработки нового дульного тормоза с эффективностью в 45% (против 30% для дульного тормоза 39-калиберного ствола), причем его конструкция практически полностью исключала боковое движение во время выстрела.
 
Орудие получило и новую гидропневматическую систему торможения отката, в которой энергия гасилась путем передачи её размещенному внутри противооткатных устройств сжатому азоту В дальнейшем она использовалась для приведения в действие клина затвора, который стал более легким и компактным, а также механизма подачи снарядов. Предполагалось, что люлька орудия AuF2 будет иметь наименьшие размеры среди устройств своего класса. Практическую скорострельность планировали довести до 10 выстрелов в минуту. Однако в 2000 году французское военное руководство заключило контракт на поставку вооруженным силам пяти новых 155-мм самоходных пушек-гаубиц CAESAR, смонтированных на шасси автомобиля UNIMOG и 2450 фирмы «Mersedes-Benz». В 2002 году они поступили на вооружение, а годом позже было принято окончательное решение о продолжении закупок новой артсистемы и прекращении работ по модернизации АМХ-30 AuF1.
 
В 1995 году в Индии провели испытания башни AuF1, установленной на шасси состоящего на вооружении индийской армии советского танка Т-72, а также «Арджун» собственного производства. Однако, в результате, заказов так и не последовало. Тем не менее, до настоящего времени, фирма «GIAT Industries» не теряет надежды на коммерческое воплощение проекта, так как в мире есть много стран, которые хотели бы модернизировать свой парк танков Т-72, ограничившись, по возможности, максимально скромными затратами. Такие проекты разработаны для орудий, как с 39-калиберным, так и 52-калиберным стволами. Также существовал проект установки башни со 155-мм орудием на шасси французского основного танка "Leclerc".
 

Технические характеристики:

Общая длина корпуса, мм 9 040
Длина с пушкой вперед, мм 10 250
Ширина корпуса, мм 3 150
Высота, мм 3 250
Боевая масса, т 42
Экипаж, чел. 4
Тип двигателя Hispano Suiza HS-110
Мощность двигателя, л. с. 720
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Тип подвески - торсионная
Калибр и марка пушки 155 мм F.1
Длина ствола 39 калибров
Пулемёты 1x12,7 мм или 1х7,62 мм

Рейтинг:
-
0
+
Оставьте комментарии к статье:
Добавить комментарий


Похожие новости:
{related-news}